RU EN

Обменные заморочки

Автоматический международный обмен информацией между налоговыми органами для России стал возможным после вступления в силу с 1 июля 2015 года Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам (ConventiononMutualAdministrativeAssistanceinTaxMatters). Данной Конвенцией предусмотрена ст. 6 «Об автоматическом обмене». Соответственно после ратификации Конвенции Россия присоединилась к процессу международного обмена информацией (Письмо Минфина от 28.12.2015 № 03-08-05/76765). Рассмотрим достоинства и недостатки такого обмена.

Определение понятий

В рамках международного обмена (далее — CRS обмен) процесс сбора и передачи информации организован следующим образом: финансовые институты всех стран-участниц собирают определенную информацию о своих клиентах (физических и юридических лицах), далее передают информацию в налоговые органы своей страны, затем между налоговыми органами происходит обмен данными.

Изначально необходимо определиться с перечнем финансовых институтов, обязанных передавать информацию в налоговые органы своей резиденции, а также с толкованием некоторых понятий.

Финансовыми учреждениями в рамках CRS обмена являются любые финансовые учреждения страны: банки, брокеры, депозитарии, страховые и др. компании, за исключением правительственных учреждений, международных организаций, центральных банков, государственных пенсионных фондов.

Активная нефинансовая организация (Active NFE) — это организация, как правило юридическое лицо, которое соответствует как минимум одному из указанных ниже критериев:

Пассивный доход — дивиденды; проценты; рента; роялти; авторские гонорары; доходы от продажи финансовых активов, которые генерируют пассивный доход; доход от сделок с любыми финансовыми активами (фьючерсные, форвардные, опционные и аналогичные сделки); доход от сделок по купле/продаже иностранной валюты; доход от сделок своп и т. п.

Пассивная нефинансовая организация (Passive NFE) — организация, как правило юридическое лицо, которая не соответствует критериям активной нефинансовой организации.

Порядок сбора информации

Описанный в статье порядок сбора информации с 01.01.2016 применяется банками 53 стран, планирующих осуществить первый обмен данными в сентябре 2017 года. В России аналогичный порядок будет реализовываться с 01.01.2017.

Порядок запроса у клиентов и обработки информации по новым счетам, открытым после 01.01.2016 таков.

1. Заполнение анкеты физическими и юридическими лицами. Клиент самостоятельно заполняет анкету (self-certification form), где в том числе отмечает свою страну налогового резидентства и номер налогоплательщика.

2. Проверка анкеты банком. Банк оценивает информацию, представленную клиентом, проводит тест на разумность. На практике возможна ситуация: страна фактического места проживания клиента — физического лица не совпадает с указанной клиентом страной налогового резидентства. В таком случае банк запрашивает дополнительную информацию у клиента, например справку из налогового органа о резидентности или иной аналогичный документ.

3. Определение активной/пассивной организации. При реализации данного шага банк, руководствуясь критериями, классифицирует организацию в качестве активной (Active NFE) либо пассивной (Passive NFE).

4. Для пассивных организаций — установление резидентства бенефициаров. Банк устанавливает страну налогового резидентства и страну фактического адреса бенефициара.

Порядок запроса у клиентов и обработки информации по счетам, открытым до 01.01.2016, следующий.

В отношении физических лиц, если остаток по счету на 31.12.2015 меньше 1 млн. долл. США (при сборе данных за финансовый 2017 год и последующие года критерием будет 500 тыс. долл. США), банки анализируют опросную анкету, заполненную клиентом при открытии счета, и самостоятельно определяют страну налоговой резидентности. При этом за основу берется фактическая страна постоянного проживания клиента, то есть налоговое резидентство соответствует стране постоянного проживания. Если же остаток по счету на 31.12.2015 больше 1 млн. долл. США, банки анализируют опросную анкету и дополнительно изучают документы, представленные клиентом. При этом за основу также берется фактическая (что подтверждено документально) страна постоянного проживания клиента.

Клиенты — юридические лица, чьи остатки на счетах по состоянию на 31.12.2015 были меньше 250 тыс. долл. США, в отчетность банков не попали.

По клиентам — юридическим лицам, у которых по состоянию на 31.12.2015 остатки на счетах превышали 250 тыс. долл. США, банки проводят дополнительные тесты по определению налоговой принадлежности. Вначале определяется страна налоговой резидентности клиента на основе анкетных данных, при этом вывод формируется на основе таких данных, как страна регистрации компании или страна фактического ведения бизнеса. Далее Банки определяют вид получаемого компанией дохода (активный или пассивный). По активным компаниям данные на бенефициарных владельцев к представлению не предусмотрены. После уже формируется вывод банком, и если организация не резидент участвующей страны и отсутствуют контролирующие лица из участвующих стран, то дальнейший анализ прекращается, а если информация свидетельствует, что клиент является резидентом участвующей страны или контролирующие лица — из участвующей в обмене страны, то сведения о счете попадают в обмен.

Вне зависимости от времени открытия расчетного счета финансовые учреждения по физическим лицам должны передать в налоговые органы информацию следующего характера:

По юридическим лицам предоставляется такая информация:

Для бенефициаров (только для пассивных компаний) необходимо передать в налоговые органы следующую информацию:

Схема работы финансового института с Passive NFE

Недостатки автоматического обмена информацией

Руководствуясь трактовкой п. 2 разд. 2 Multilateral competent authority agreement on automatic exchange of financial account information (МСАА) можно сделать вывод, что обязательному обмену подлежит информация:

Таким образом, обмен информацией будет осуществляться по всем счетам физических и юридических лиц. Не исключаем, что в своей дальнейшей банковской деятельности финансовые институты будут подстраиваться под клиентов, разрабатывать и предлагать им новые банковские продукты, информация по которым не будет подлежать обмену. Развитие данного вопроса целиком и полностью зависит от финансовых институтов.

Также CRS обмен не содержит стандартной процедуры определения налогового резидентства, поэтому клиент / бенефициар клиента при заполнении анкеты (self-certification form) руководствуется порядком определения своего налогового резидентства законами страны своего резидентства.

По общему правилу приобретение лицом статуса налогового резидента страны зависит от ряда факторов, в частности:

Из-за разнообразия методик и критериев определения статуса у каждой страны — участницы обмена разработаны свои правила определения налогового резидентства. Подробная информация о порядке определения статуса налогового резидента стран CRS обмена (за некоторым исключением) представлена на сайте http://www.oecd.org/tax/automatic-exchange/crs-implementation-and-assistance/tax-residency.

Описательная информация о виде и структуре номера налогоплательщика доступна на сайте http://www.oecd.org/tax/automatic-exchange/crs-implementation-and-assistance/tax-identification-numbers.

Приведем примеры определения статуса налогового резидента стран-участниц для физических лиц.

В России (1 налогоплательщиками признаются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

По общему правилу все люди, проживающие в Мексике (2, являются налоговыми резидентами данной страны. В случае если лицо проживает также в другой стране, оно признается налоговым резидентом Мексики, если в этой стране находится центр его жизненных интересов, либо более 50% его дохода в год возникает из источников внутри страны, или когда центр его профессиональной деятельности находится в Мексике.

Физические лица, являющиеся государственными должностными лицами или работниками по трудовому договору, автоматически считаются резидентами Мексики, даже если их центр жизненных интересов находится за границей.

Если не доказано обратное, предполагается, что все лица, имеющие мексиканское гражданство считаются резидентами Мексики.

Лица, постоянно проживающие на территории Франции (3, являются налоговыми резидентами данной страны.

Независимо от национальной принадлежности, лица признаются постоянно проживающими во Франции для целей налогообложения, если:

Разнообразие критериев и методик получения статуса налогового резидента довольно часто приводит к тому, что налогоплательщики приобретают двойное резидентство.

Данным бонусом они могут воспользоваться при заполнении анкеты в банке, указав желаемый статус.

В случаях, если юридическое лицо не признается налоговым резидентом ни в одной стране, то оно признается резидентом в стране по месту фактического нахождения своего руководства (по адресу головного офиса).

Клиент самостоятельно указывает в анкете (self-certification form) страну своего налогового резидентства и идентификационный номер. Как следствие, снижение налоговой нагрузки возможно путем смены резидентства и выхода за пределы действия российских правил.

1. Пункт 2 ст. 207 НК РФ.

2. http://www.oecd.org/tax/automatic-exchange/crs-implementation-and-assistance/tax-residency/Mexico-Tax-Residency.pdf.

3. http://www.oecd.org/tax/automatic-exchange/crs-implementation-and-assistance/tax-residency/France-Tax-Residency.pdf.

Газета «ЭЖ-Юрист»
выпуск № 32 (934) от 18 августа 2016г.
Жаля Гусейнова,
управляющий партнер,
группа компаний Alanta Partners.

ЗАДАТЬ ВОПРОС