RU EN

Простят не все деяния

Закон об амнистии капиталов освобождает резидентов России от ответственности, если они раскрыли в специальной декларации свои зарубежные активы и представили ее не позднее 30 июня 2016 года. Но простят не все. Кому и за что придется ответить?

Избирательный подход

Принятый Государственной Думой Федеральный закон от 08.06.2015 N 140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов)" (далее - Закон об амнистии капиталов) направлен на возврат бизнеса резидентов России из низконалоговых резиденций либо офшоров на территорию России (деофшоризацию экономики России), выход фактических владельцев зарубежных активов из тени.

Все преференции, предусмотренные данным Законом, возможны в случае подачи специальной декларации. В случае раскрытия своих активов за рубежом физические лица освобождаются от уголовной, административной и налоговой ответственности (за некоторым исключением) в случае, если ранее совершали правонарушения в области таможенного и налогового законодательства (ст. 4 Закона об амнистии капиталов). Срок представления декларации завершился 30.06.2016 (ст. 5 Закона об амнистии капиталов).

Однако все гарантии распространяются на деяния, совершенные до 01.01.2015 (п. 13 ст. 4 Закона об амнистии капиталов).

Соответственно за финансовый 2015 год декларант в полном объеме должен исполнить обязанности налогоплательщика. Например, бенефициар задекларировал наличие у него имущества, владение которым осуществлялось через офшорную компанию. В данном случае налог на имущество за 2015 год налогоплательщик обязан уплатить в полном объеме. Также в случае сдачи помещения в аренду не исключены претензии налоговой в части незадекларированной выручки за 2015 год от аренды. Хотя с официальной позиции действие Закона не направлено на донос на себя: есть обещание "этой информацией мы не воспользуемся, пока самостоятельно не установим правонарушение" (п. п. 3 и 4 ст. 4 Закона об амнистии капиталов). Очевидно, что после подачи декларации физическое лицо обязано соблюдать законодательство РФ (налоговое, валютное, таможенное и пр.) и в полном объеме платить налоги и сборы.

Налоговая амнистия не распространяется на деяния, совершенные после 01.01.2015 (см. рисунок 1).

Рисунок 1

 

Последствия обмена информацией 

Теперь рассмотрим налоговую амнистию в связке с международным автоматическим обменом информацией между налоговыми органами России и иностранных государств (CRS).

CRS для России стал возможным после вступления в силу с 1 июля 2015 года Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам (Convention on Mutual Administrative Assistance in Tax Matters). Данной Конвенцией предусмотрена статья 6 "Об автоматическом обмене", соответственно, после ратификации Россия присоединилась к процессу международного обмена информацией (письмо Минфина от 28.12.2015 N 03-08-05/76765).

Процесс обмена будет осуществляться определенным образом (см. рисунок 2).

Рисунок 2

Первый обмен информацией планируется между 53 странами-первопроходцами в 2017 году за 2016 год (информация о количестве стран-участниц по состоянию на июнь 2016 года) <1>. В основном это страны ЕС, а также Британские Виргинские острова, Сейшельские острова, Каймановы острова и пр. Соответственно эти страны уже начали принимать новых клиентов для обслуживания по измененным правилам и собирать досье на действующих клиентов.

Рисунок 3

Таким образом, после обмена налоговые органы будут владеть информацией только за 2017 год. По сомнительным сделкам в частном порядке органы могут запросить данные за 2016, 2015 годы, то есть за три последних финансовых года - максимальный срок налоговой проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ).

Соответственно, к налоговой ответственности (неустойкам, штрафам, пеням) за 2014 год и ранее налогоплательщик не может быть привлечен в рамках НК РФ, то есть за 2014 год и ранее плательщик амнистируется автоматически даже без подачи декларации. В рамках УК РФ и КоАП РФ необходимо рассматривать каждую ситуацию в индивидуальном порядке, так как для каждой статьи действуют свои сроки исковой давности.

Акцентируем внимание, что налоговым органам еще придется доказать совершение налогового правонарушения налогоплательщиком в 2015 - 2017 годах.

В случае добровольного декларирования активов до 30.06.2016 без последующей ликвидации компаний и закрытия счетов ничего доказывать фискальным органам не нужно. Налогоплательщик обязан в добровольном порядке исполнить требования НК РФ по исчислению и уплате налогов.

На наш взгляд, главная цель Закона об амнистии капиталов - возврат бизнеса резидентов России из низконалоговых резиденций либо офшоров на территорию России - не будет реализована в полном объеме. Как показывает практика, судьба задекларированных контролируемых иностранных компаний (КИК), банковских счетов связана с ликвидацией либо закрытием. В противном случае ведение бизнеса становится нецелесообразным из-за высокой налоговой нагрузки и большой вероятности рисков претензий со стороны налоговых органов после амнистии.

Однако у амнистии есть свои плюсы: она позволяет до 1 января 2018 года в льготном режиме ликвидировать КИК и получить имущество в собственность или прекратить номинальное владение.

Неурегулированные вопросы амнистии

Рассмотрим ситуацию, когда налоговый резидент РФ в добровольном порядке задекларировал расчетный счет в иностранном банке. Теперь у физического лица появилась обязанность представлять в налоговые органы ежегодно отчеты о движении денежных средств и прочие подтверждающие документы (Постановление Правительства РФ от 12.12.2015 N 1365 "О порядке представления физическими лицами - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации", п. 7 ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле").

По данному расчетному счету среди прочего отражаются операции, связанные с выданным ему банком кредитом для ведения бизнеса в валюте, а также ежемесячная величина процентов к уплате.

В мае 2016 года Минфин России в письме N 03-04-07/27290 высказал позицию о порядке налогообложения материальной выгоды, полученной от экономии на процентах.

При получении физическим лицом от иностранной организации займа (кредита) в иностранной валюте, сумма процентов по которому меньше суммы процентов, исчисленных исходя из 9% годовых, у заемщика образуется подлежащий налогообложению доход в виде материальной выгоды, относящийся к доходам от источников за пределами РФ.

Амнистия по налогам распространяется на правонарушения при приобретении (формировании источников приобретения), использовании либо распоряжении имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, а также счетами (вкладами), информация о которых содержится в специальной декларации (ст. 109 НК РФ, ст. 4 Закона об амнистии капиталов).

Объектом налогообложения в данном случае является материальная выгода, которая прямо не перечислена в списке амнистированных хозяйственных операций, но косвенно связана с ними.

В рассмотренном примере из-за неоднозначности трактовки Закона не исключены претензии налоговых органов.

Следовательно, добровольное раскрытие расчетного счета может привести к последствиям, когда физическому лицу вменят налоговое правонарушение по НДФЛ от экономии на процентах за 2015, 2014, 2013 годы. Налог будет рассчитываться по ставке 35% (п. 2 ст. 224 НК РФ).

Причем физическое лицо обязано самостоятельно осуществить исчисление, декларирование и уплату НДФЛ, исходя из сумм таких доходов.

При наличии кредита в иностранном банке добровольное декларирование счета, на котором осуществляется учет расчетов по кредиту, может привести к налоговым претензиям по НДФЛ, связанным с материальной выгодой, полученной от экономии на процентах. Скорее всего, амнистия за 2013, 2014 годы на данные объекты налогообложения распространяться не будет.

Какой закон применят?

Согласно нормам Закона об амнистии капиталов амнистия не распространяется в случае легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем (ст. 8 Закона об амнистии капиталов).

Еще раз обращаем внимание, что государство гарантирует физическому лицу в отношении сведений, указанных в декларации, а также представленных документов, что такие сведения и документы не будут использованы в качестве основания для возбуждения уголовного, административного дела или (и) возбуждения дела о налоговом правонарушении в отношении декларанта и (или) номинального владельца имущества, а также не будут использованы в качестве доказательств по уголовному, административному или налоговому делу (п. п. 3 и 4 ст. 4 Закона об амнистии капиталов).

Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем, регулируется Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма".

Основные понятия, которые используются в Законе N 115-ФЗ:

Ранее Закон N 115-ФЗ ограничивал круг преступлений, которые являются источником получения денежных средств и имущества, исключив преступления, предусмотренные ст. ст. 193, 194, 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ. Статьи со 198 по 199.2 УК РФ связаны именно с налоговыми правонарушениями.

Изменения от июня 2013 года (Федеральный закон от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений...") исключили данное перечисление статей УК РФ из Закона N 115-ФЗ, соответственно, действие данного Закона также стало распространяться на налоговые правонарушения.

На текущий момент возникает много вопросов касательно того, будут ли работать предоставленные государством гарантии в части уголовной ответственности. Ведь деятельность с участием офшорных компаний часто связана с налоговыми правонарушениями (преступлениями).

Таким образом, прослеживается двойственность трактовок Закона об амнистии: с одной стороны, он гарантирует непривлечение к уголовной ответственности по налоговым правонарушениям, а с другой - ссылается на Закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, который, в свою очередь, предусматривает данную ответственность (абз. 2 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

Газета «ЭЖ-Юрист»
выпуск №31 (933) от 11 августа 2016 г.
Жаля Гусейнова, управляющий партнер
группы компаний Alanta Partners,  г. Москва

ЗАДАТЬ ВОПРОС